Поколение Z: к какому возрасту люди начинают задаваться определенными вопросами
- Поколение Z: к какому возрасту люди начинают задаваться определенными вопросами
- Связанные вопросы и ответы
- Какой возраст считается критическим для вопросов о самосознании
- Как возраст влияет на то, какие вопросы задаются людьми
- Почему к определенному возрасту многие люди начинают задаваться определенными вопросами
- Как влияет возраст на способность к самоаналитике
- Какие вопросы чаще всего задаются людьми в определенном возрасте
- Как измениться вопросы, которые задаются людьми с возрастом
Поколение Z: к какому возрасту люди начинают задаваться определенными вопросами
«Поколение Z» изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.
Социологи обычно сходятся на том, что «поколению Z» свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.
Представленные данные — часть исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного Фонда Владимира Потанина и Институтом образования Высшей школы экономики. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.
Для начала посмотрим, как студенты в возрасте от 16 до 25 лет ответили на вопросы от том, что бы они предпочли больше:
- диплом или новые знания;
- окончить престижный вуз или любой вуз;
- поступить на бюджет или туда, где интересно.
На графиках, представленных ниже, четко виден тренд в ответах, на которых наблюдается поколенческий «переход» — это те самые «безопасность» и «интерес», которые смешаны в поколении Z.
Конечно, основываясь только на этих иллюстрациях, мы не даем строгого научного подтверждения типологии поколений, но именно эти результаты подтолкнули нас к «поколенческой» интерпретации данных.
У тех, кто выбирает любой вуз вне зависимости от престижности, четко виден возрастной «слом» — 21 год: и он также соответствует примерной поколенческой границе между «миллениалами» и «поколением Z» (начало 2000-х).
Такой же «горб» (даже более четко выраженный) мы видим при ответе на вопрос, важно ли обучаться на бюджете или важно то, что интересно.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Как определить свой идеальный образ жизни
Ответ: Чтобы определить свой идеальный образ жизни, необходимо задуматься о своих целях и ценностях. Важно понять, что вам действительно важно в жизни, какие цели вы хотите достичь и какие ценности вам дороги. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам достичь этих целей и жить в соответствии с вашими ценностями. Важно также помнить о том, что идеальный образ жизни может меняться со временем, поэтому необходимо постоянно пересматривать свои цели и ценности.
Вопрос 2: Как найти свое предназначение в жизни
Ответ: Чтобы найти свое предназначение в жизни, необходимо задуматься о своих сильных сторонах и талантах. Важно понять, что вы делаете лучше всего и что вам нравится делать. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам развивать свои сильные стороны и реализовывать свои таланты. Важно также помнить о том, что предназначение может меняться со временем, поэтому необходимо постоянно искать новые пути и возможности для развития.
Вопрос 3: Как построить успешную карьеру
Ответ: Чтобы построить успешную карьеру, необходимо определить свои цели и планы на будущее. Важно понять, какую карьеру вы хотите построить и какие цели вы хотите достичь. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам развивать свои навыки и знания, а также найти работу, которая соответствует вашим целям и планам. Важно также помнить о том, что карьера может меняться со временем, поэтому необходимо постоянно искать новые возможности для развития.
Вопрос 4: Как найти свою любовь
Ответ: Чтобы найти свою любовь, необходимо задуматься о своих ценностях и предпочтениях в отношениях. Важно понять, что вам важно в отношениях и какие качества вы ищете у партнера. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам встретить подходящего партнера. Важно также помнить о том, что отношения могут меняться со временем, поэтому необходимо постоянно работать над ними и развиваться вместе с партнером.
Вопрос 5: Как построить счастливую семью
Ответ: Чтобы построить счастливую семью, необходимо задуматься о своих ценностях и предпочтениях в отношениях. Важно понять, что вам важно в семье и какие качества вы ищете у партнера. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам построить счастливую семью. Важно также помнить о том, что отношения в семье могут меняться со временем, поэтому необходимо постоянно работать над ними и развиваться вместе с семьей.
Вопрос 6: Как найти свое место в жизни
Ответ: Чтобы найти свое место в жизни, необходимо задуматься о своих целях и планах на будущее. Важно понять, какое место вы хотите занять в жизни и какие цели вы хотите достичь. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам развивать свои навыки и знания, а также найти работу, которая соответствует вашим целям и планам. Важно также помнить о том, что место в жизни может меняться со временем, поэтому необходимо постоянно искать новые возможности для развития.
Вопрос 7: Как найти счастье в жизни
Ответ: Чтобы найти счастье в жизни, необходимо задуматься о своих ценностях и предпочтениях. Важно понять, что вам важно в жизни и какие вещи приносят вам счастье. Затем можно начать искать пути и методы, которые помогут вам реализовывать свои ценности и находить счастье в жизни. Важно также помнить о том, что счастье может меняться со временем, поэтому необходимо постоянно работать над собой и развиваться.
Какой возраст считается критическим для вопросов о самосознании
Формирование нового уровня самосознания у подростков связано с общим психическим ростом в этом возрасте. На этот процесс влияет физическое и половое созревание , совершенствование интеллектуальных процессов, расширение социальных связей, «врастание» в культуру. Подростки меняются из-за смены содержания деятельности, общественного положения и структуры социальных ролей. В этом возрасте на развитие оказывают воздействие перемены в структуре общения и «значимых других», рост требований со стороны окружающих, появление интереса к самому себе.
Сущность и специфика самосознания подростка заключается в том, что впервые в развитии личности возникают акты самосознания. Они включают:
- Самопознание,
- Самонаблюдение,
- Самоотношение,
- Саморегуляцию.
В сфере самопознания у подростков осуществляется ряд изменений. В первую очередь это связано с развитием интеллекта, когда растет степень когнитивной сложности «образа Я». В этом процессе все больше качеств дети начинают осознавать, при этом увеличивается их обобщенность. Самоописания подростков, как и восприятие (описание) других становятся более психологическими, личностными. Для них присуща дифференцированность, сложность, избирательность, последовательность, интегрированность. В этом возрасте появляется гибкость и определенность в их использовании.
Ученые, анализируя генетические особенности самосознания, отметили, что процесс познания собственных качеств у подростка сохраняет ту же последовательность, что и познание качеств другого. Здесь сначала происходит выделение внешних (физических) характеристик, а затем качеств, которые связаны с выполнением соответствующей деятельности.
Образ «Я» у подростка становится все более обобщенным и устойчивым. У него возникает и постепенно увеличивается разграничение и противопоставление наличного и идеального «Я» с одновременным изменением удельного веса и значимости осознаваемых компонентов.
Для подростка характерен рост внутренней последовательности, цельности, устойчивости «образа Я». Однако, И. С. Кон подчеркивал, что в подростковом возрасте человек особо остро ощущает противоречивость и неупорядоченность своего «Я». Это связано с неопределенностью уровня притязаний или трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку.
Как возраст влияет на то, какие вопросы задаются людьми
Среди огромного количества поисковых запросов, так или иначе связанных с детьми — о психологии, отношениях, поделках из желудей и мультиках про пони, есть сравнительно небольшой класс: запросы о детях определённого возраста. Как правило, такие запросы устроены похожим образом. В них указан возраст ребёнка и кратко описана возникшая проблема или вопрос. Например, или . Такие запросы задают более 1,7 миллиона раз в месяц. Мы проанализировали их и узнали много интересного — в каком возрасте дети вызывают больше всего вопросов и как эти вопросы меняются по мере взросления.
Больше всего интересуются младенцами — вопросов про детей до года больше, чем в сумме про детей от семи до восемнадцати. К году становится легче, но к двум количество вопросов опять немного вырастает — возможно, просто для обозначения возраста один год используют другие слова, например «годовалый». После двух количество вопросов в целом падает. Наиболее заметные всплески — в пять и десять лет, когда больше, чем в другие годы, спрашивают про празднование дня рождения.
Примерно до восьми лет пол ребёнка чаще оказывается не важен — его не уточняют в запросах. После этого возраста про мальчиков по-прежнему сравнительно редко спрашивают отдельно, а вот запросов про девочек становится больше. После 14 лет людей уже совсем редко называют детьми.
Темы вопросов, которые вызывают дети различного возраста, естественно, кардинально различаются. Если про годовалых детей больше всего интересует, чем их кормить, то после трёх лет никто особо не спрашивает ни про меню с рецептами на неделю, ни вообще про еду. В два года возникает тревога по поводу того, что ребёнок не разговаривает, а также проблема истерик. К трём годам дети перестают слушаться, в десять задумываются о том, как заработать, в двенадцать — не хотят учиться. Читать учатся чаще в шесть лет, буквы учат в пять, таблицу умножения — в восемь.
В два года детям обычно покупают беговел, в три — начинают искать велосипеды и самокаты. Начиная с семи лет становятся интересны гироскутеры, с восьми — скейтборды.
Ну а запросы про совсем маленьких детей — до года — посвящены, в основном, здоровью и питанию. Также, судя по поисковым запросам, довольно много детей в полгода всё-таки падают с дивана.
Почему к определенному возрасту многие люди начинают задаваться определенными вопросами
Однажды вы можете внезапно осознать, что живёте совсем не так, как вам хочется.
Вы живёте рутинной жизнью изо дня в день. Ваши дни более или менее одинаковые. Нет, вы не просыпаетесь и тут же сталкиваетесь с чем-то плохим (хотя иногда бывает и такое). Вы имеете дело с лёгким раздражением, небольшими моментами, когда вы вздыхаете, и периодами, когда вы мечтаете о лучшем будущем.
«Ничего страшного», – говорите вы себе. В конце концов, у вас вся жизнь впереди, не так ли? Вы всегда можете изменить свою ситуацию. Со временем, однако, вас одолевает чувство, будто вы застряли на месте.
Почему с эти так трудно справиться? Вы застряли не сразу. Это происходило медленно и незаметно. Вы не можете назвать момент или день, когда ваша жизнь начала двигаться не в том направлении, в каком вы хотели бы, что бы это происходило. Это просто случилось, и всё.
Теперь вы здесь. И у вас есть два варианта будущего. Вы можете оставить всё, как есть, или попробовать что-то другое. Если вы выберете последнее, вы должны задать себе важные вопросы, чтобы понять, что делать дальше.
Это просто статья. Ваша жизнь не изменится волшебным образом после её прочтения, но это хорошее начало. Хотя сама статья может быть тривиальной, последствия ваших действий или бездействия, безусловно, таковыми не являются.
Это ваша жизнь.
Искренне задайте себе эти вопросы и посмотрите, куда вас приведут ответы.
Каким образом карьера влияет на вашу жизнь?
То, как вы зарабатываете на жизнь, не имеет значения. Время – самый ценный ресурс, который у вас есть. Ваша работа важна, поскольку вы тратите на неё много времени.
Я не считаю, что вы должны любить свою работу до смерти каждую секунду, но работа без цели, вклада или удовольствия вредит вам — я использую это слово в буквальном смысле.
Если ваша работа высасывает из вас душу, это отражается на других сферах вашей жизни — вы либо знаете это, судя по собственным действиям, либо испытали это через кого-то другого.
Фундаментальный разрыв между вашей работой и ценностями — это мучительная ситуация, которая, как я считаю, требует разрешения.
Начните анализировать. Можно ли улучшить ситуацию, перейдя в другой отдел? Возможно, вам стоит бросить свою работу и начать всё с самого начала? Вы можете пойти в вечернюю школу? Какие у вас есть варианты?
Ваше здоровье помогает или вредит вашей цели в жизни?
Правильное питание и физическая нагрузка решают большую часть проблем в жизни людей, однако мы часто смотрим в любом другом направлении, кроме очевидного.
Если вы чувствуете себя плохо физически, значит, вы будете чувствовать себя плохо и психически. Тело и ум нельзя отделить друг от друга. Я много писал о том, как я поборол депрессию. Однако я не акцентировал внимание на том, что в этом большую роль сыграла физическая активность. Противоположность депрессии — не счастье, а активность.
Имеет ли тот факт, что вы мало двигаетесь, отношение к вялости вашей психики? Скорее всего, да. Спросите себя, что вы можете начать делать, чтобы быть здоровее — это минимальная жизнеспособная цель.
Я знаю, что идея стать здоровее является самой очевидной вещью в мире, однако улучшение вашей жизни — это вопрос выполнения самых очевидных вещей в мире.
Когда в последний раз вы входили за пределы вашей зоны комфорта?
Когда вы в последний раз пытались освоить новый навык? Когда вы в последний раз заявляли о себе или высказывали собственное мнение, зная, что вам есть что сказать?
Как я уже говорил ранее, застревание на месте не является вопросом драматических обстоятельств; это следствие того, что вы бездействуете в течение длительного периода времени.
Как влияет возраст на способность к самоаналитике
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / PERSONAL DEVELOPMENT / MATURE AGE / SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY / EXISTENTIAL FULFILLMENT / RESILIENCEАннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заусенко Ирина Викторовна, Нечукаева Ольга Сергеевна
В статье приводятся данные исследования взаимосвязи психологических ресурсов и саморазвития личности в зрелом возрасте и влияние этих ресурсов на саморазвитие. Психологические ресурсы являются системной характеристикой личности, позволяющей преодолевать сложные жизненные ситуации, которые актуализируются и проявляются в процессах саморазвития. В исследовании приняло участие 86 работающих взрослых человек, представителей различных специальностей. К участию приглашались люди зрелого возраста, которые хотели принять участие в исследовании. Средний возраст представителей всей выборки составил 37 лет. Данные описательной статистики дали нам понимание того, что средние значения результатов исследования всей выборки по методикам говорит, что у респондентов достаточно хороший уровень самоактуализации, жизнестойкости , но несколько снижена экзистенциальная исполненность и потребность в саморазвитии в целом. Предположение о взаимосвязи психологических ресурсов и саморазвития личности в зрелом возрасте подтвердилось результатами корреляционного анализа К. Пирсона. Предположение о влиянии показателей психологических ресурсов на саморазвитие личности в зрелом возрасте подтвердилось результатами однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Полученные результаты подтвердили факт взаимосвязи между показателями саморазвития и показателями психологических ресурсов личности, что, в свою очередь, дает нам основание рассматривать потребность в самоактуализации, экзистенциальную исполненность и жизнестойкость как ресурсы личности, способствующие эффективному саморазвитию, а наличие влияния показателей психологических ресурсов на саморазвитие личности в зрелом возрасте указывает на то, что психологические ресурсы способствуют активности личности в осуществлении саморазвития.
Какие вопросы чаще всего задаются людьми в определенном возрасте
Есть три вещи, поддающиеся с крайним трудом – это сталь, бриллиант и познание себя.
Бенджамин Франклин
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самопознанию и самосознанию исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъект сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или «Я-концепции». Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается?
Как научное понятие, Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть, потому в литературе, как отечественной так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс - один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция – это совокупность всех представлении человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» .
Как измениться вопросы, которые задаются людьми с возрастом
Подростковый возраст — время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности, идеалов и убеждений (Л. И. Божович, М. А. Воробьёва, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин и др.). Данный возраст характеризуется становлением самосознания, которое является ядром профессионального самоопределения, т. к. подросток начинает отождествлять себя с той или иной профессией.
Согласно Л. С. Выготскому, самосознание в подростковом возрасте — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженных с их оценкой. Школьник стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость . Он считал, что в подростковом возрасте разрушаются и отмирают старые интересы, появляются новые благодаря возрастающему интересу к собственной личности («эгоцентрическая доминанта»); установке на большие масштабы деятельности, в том числе и профессиональной («доминанта дали»); протесту, упрямству,тяге к напряжению воли, к сопротивлению («доминанта усилия»); стремление к новому и идеальному, стремление к героизму и риску («доминанта романтики»). Выбор профессии, по утверждению Л. С. Выготского, это не только выбор деятельности, но и выбор жизненного пути, определение места в жизни и в обществе, призвания.
Выбор профессии на уровне самоопределения требует осознания требований будущей профессии и своих внутренних ресурсов, умения принимать решения на основе сознательно принятого намерения и высокой степени психического развития. Это действительный акт самоопределения, упорядочивающий мотивационно-потребностную сферу личности .
Согласно Л. И. Божович, «самосознание есть познание самого себя» . Интерес к своему внутреннему миру и стремление к самооценке возникают у подростка как следствие новой потребности — понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, попытаться проанализировать свои переживания, найти в себе отличия от других людей. Всё это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, продвижению в интеллектуально-познавательном плане, изменениям в эмоциональной сфере и является условием возникновения нового отношения подростка к себе — он задумывается о своём будущем, о профессии, о своём месте в жизни и её перспективах. Также в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения мотивационной сферы. На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с жизненными планами, появляется сознательное отношение к учебной деятельности .
Д. Б. Эльконин, рассматривая особенности подросткового возраста, выделял два периода:
1) 12–14 лет — младший подростковый возраст, когда происходит подготовка человека к взрослой жизни, появляется «чувство взрослости», стремление сравнивать себя с другими, переосмысливать свою деятельность;
2) 15–17 лет — старший подростковый возраст, новым уровнем самосознания которого является Я-концепция. У ребенка возникает потребность познания себя как личности, он начинает искать свою уникальность, отличие от других. Старшие подростки испытывают потребность в поддержке взрослого, желают найти в нем друга, способного помочь разобраться в себе, оценить свои способности, умения, возможности. По мнению Д. Б. Эльконина, понять себя подросток сможет только благодаря столкновению с действительностью .
С точки зрения И. С. Кона, развитие самосознания основано на формировании идеала личности и направленно на осознание подростком своих личных особенностей, это определяется критическим отношением подростка к себе. Идеал подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей. Основой формой самопознания является сравнение. Подросток через сравнение формирует свою самооценку и определяет свое место в социуме. Личный смысл для подростка имеет потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности. Именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств. Например, деловитость, предприимчивость, организаторские способности, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию. Одобрение окружающими выполненная хорошо работы способствует самоутверждению подростков. И. С. Кон считал, что к концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными .